Маркевич Александр Иванович
Депутат Палаты представителей по Ивьевскому избирательному округу №54

Маркевич Александр Иванович
Главная Новости

Новости

Завершила работу весенняя сессия Парламента

25 06/2021

25 июня 2021 года завершила работу пятая сессия Палаты представителей седьмого созыва.

В ходе заседания Палаты представителей были рассмотрены семь вопросов.

В первом чтении депутатский корпус принял два законопроекта.

С докладом по проекту Закона «Об изменении Конституции Республики Беларусь» выступил Премьер-министр Республики Беларусь Головченко Р.А., с содокладом — председатель специальной комиссии Семеняко В.М.


Проектом Закона в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. вносятся изменения, предусматривающие проведение выборов депутатов в единый день голосования, а также дополнение Конституции Республики Беларусь статьей 147, согласно которой Местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва осуществляют свои полномочия до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования.

Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А. представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений». Целью законопроекта является повышение эффективности профилактики домашнего насилия, уровня защищенности граждан от него. Проектом Закона предлагается внести изменения в законы Республики «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «О социальном обслуживании», «Об оружии» и «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

В частности, законопроектом предусматривается:

расширение круга лиц, насилие в отношении которых квалифицируется как домашнее, путем отнесения к таким лицам бывших супругов, раздельно проживающих близких родственников, иных граждан;

дополнение основных принципов деятельности субъектов профилактики правонарушений такими принципами, как сохранение традиционных семейных ценностей; уважения частной жизни; недопустимость рассмотрения обычаев, религиозных убеждений, вероисповедания, традиций как оправдания правонарушений; приоритет предупредительных мер над мерами ответственности;

конкретизация функций субъектов профилактики домашнего насилия, регламентация порядка их взаимодействия;

оптимизация деятельности по применению мер индивидуальной профилактики правонарушений, дополнение ее такой мерой, как коррекционная программа, и определением ее содержания;

изменение оснований и порядка применения защитного предписания, возможность его вынесения в случае начала административного либо уголовного процесса в связи с домашним насилием;

определение порядка сбора, накопления и использования сведений о фактах домашнего насилия;

лишение права граждан, подвергавшимся административному взысканию за совершение насильственных действий либо нарушение защитного предписания, приобретать оружие самообороны, спортивное, охотничье и сигнальное оружие;

включение в перечень оснований для изъятия оружия и боеприпасов у лица, являющегося их собственником, вынесение ему защитного предписания.

Во втором чтении были приняты два законопроекта.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя» доложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С. Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц в условиях чрезвычайного и военного положения, в том числе с учетом правоприменительной практики, создания дополнительных условий для предупреждения и нейтрализации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности, в том числе с учетом нормативных предписаний Декрета Президента Республики Беларусь от 9 мая 2021 г. № 2 «О защите суверенитета и конституционного строя» (далее — Декрет № 2). Проектом предусматривается внесение изменений в законы Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», а также имплементация в законы о чрезвычайном и военном положении норм Декрета № 2. Вносимыми изменениями в Закон Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» уточняются задачи Вооруженных Сил Республики Беларусь, полномочия, социально-правовые гарантии военнослужащих, принимающих участие в обеспечении режима чрезвычайного и военного положения. Законопроектом также предусматривается приведение понятийного аппарата Закона Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» в соответствие с законодательством:

уточняются основания и порядок введения и отмены чрезвычайного положения с учетом современных угроз национальной безопасности Республики Беларусь;

скорректированы чрезвычайные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, с учетом современного законодательства и компетенции государственных органов;

уточняются силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения, а также порядок осуществления контроля по реализации применяемых мер;

вводится дополнительный государственный орган, ответственный за координацию действий сил и средств при обеспечении режима чрезвычайного положения, а также его компетенции;

определяется место и роль государственной системы реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки.

С учетом современных угроз национальной безопасности в Законе Республики Беларусь «О военном положении» дополняются основания, условия и порядок введения военного положения.

Принятие проекта Закона будет способствовать:

созданию дополнительных условий для предупреждения и нейтрализации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности;

повышению эффективности государственной системы управления, в том числе деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц в условиях чрезвычайного и военного положения;

укреплению территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь, гражданского мира и согласия в республике.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В. представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Проект Закона направлен на совершенствование правового механизма регулирования отношений в сфере таможенного дела, приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), иными международными договорами и актами ЕАЭС, регулирующими таможенные правоотношения, а также сокращение административных барьеров и упрощение порядка совершения таможенных операций. Проект Закона излагает Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в новой редакции. Для удобства применения структура этого законопроекта приведена в соответствие со структурой Таможенного кодекса ЕАЭС. Законопроект регулирует только те вопросы, которые Таможенным кодексом ЕАЭС отнесены к компетенции национального законодательства государств — членов ЕАЭС либо не урегулированы регулирующими таможенные отношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.

На заседании также был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в указанной сфере» (докладчик — первый заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Барташевич Д.П., содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Гранковский А.А. Соглашением определяются принципы и подходы осуществления в государствах — членах Евразийского экономического союза государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств-членов в указанной сфере, что способствует созданию эффективного механизма для решения спорных вопросов, связанных с остановкой поставок продукции. 

В ходе заседания парламентарии обсудили рекомендации по итогам парламентских слушаний на тему «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования», которые представил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А., и приняли соответствующее Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. 

Кроме того, парламентарии утвердили Маркевича А.И. в должности заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности».

С заключительным словом на сессии выступил Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.


Уважаемые депутаты и приглашенные!

Пятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва завершает свою работу.

Ее приоритетами стали задачи, связанные с защитой суверенитета, обеспечением устойчивого развития экономики и сохранением народного единства на этом судьбоносном этапе нашей истории.

Суверенитет стоит дорого. Этот посыл был главным на встрече Главы государства с парламентариями, членами Конституционной комиссии, представителями органов власти, общественных объединений и масс-медиа. Развитие ситуации вокруг Беларуси со всей очевидностью подтверждает эту истину. Ведь именно независимая позиция Беларуси на международной арене и приверженность принципам справедливого мироустройства стали причиной того, что против нашего народа была развязана неприкрытая война.

На реализацию «цветного блицкрига» брошены огромные финансовые ресурсы. Мы испытали на себе действие самых современных гибридных технологий — от раскачивания общества изнутри до попытки физического устранения первых лиц государства.

Не предприняв никаких усилий для объективного анализа ситуации, коллективный Запад запустил процесс экономического удушения страны. И особый цинизм состоит в том, что очередные санкции против нашей страны введены именно в день начала Великой Отечественной войны.

То, что от этих санкций пострадают простые граждане, зарубежных политиков не волнует. Да они это особо и не скрывают, говоря, что белорусов надо хорошенько наказать, чтобы они изменили свое поведение. Такое отношение к суверенному государству — члену ООН и участнику ОБСЕ — откровенное беззаконие.

Стремясь устранить конкурента с мировых рынков, сделать из Беларуси плацдарм для передела мира, Европейский союз, ведомый США, грубо попирает основы международного права и Устава ООН. Отброшены положения Будапештского меморандума 1994 года, в котором Великобритания и США в связи с добровольным отказом нашей страны от статуса ядерной державы клялись воздерживаться от экономического принуждения в отношении Республики Беларусь.

Поддержка европейцами такой политики и стремление устроить пожар в центре Европы — это чистое безумие, ведь управляемый хаос ударит бумерангом и по ним самим. Более того, желающие примерно наказать белорусов не учитывают нашего национального характера и не знают нашей истории. Свою родную землю мы никому не отдадим.

Белорусское государство в состоянии и сделает все необходимое для защиты суверенитета, территориальной целостности и права народа выбирать свой путь развития на основе национальных интересов, традиций и особенностей менталитета.

Принятые в ходе сессии законы, направленные на защиту суверенитета, конституционного строя, недопущение реабилитации нацизма, противодействие экстремизму и терроризму, — это четкий и недвусмысленный сигнал всем, кто стремится разрушить Республику Беларусь. Любые их действия, направленные на дискредитацию государства, подрыв экономики и разжигание ненависти в обществе, получат жесткий и решительный отпор.

В равной степени это относится и к попыткам навязать нашим людям, особенно молодежи, искаженные представления об историческом прошлом, поставить под сомнение ценности и идеалы, которые составляют культурный код нации.

Нам нельзя сдавать свои мировоззренческие позиции. Ведь историческая правда и связь поколений — это важнейшие условия сохранения белорусской модели государственности. Эта задача требует постоянных солидарных усилий всех государственных и общественных институтов. Такая позиция была, в частности, закреплена в наших Рекомендациях по итогам парламентских слушаний по вопросу воссоединения западнобелорусских земель в составе БССР. И, разумеется, депутаты должны быть самыми активными участниками реализации этого документа.

Тема сохранения исторической памяти, передачи духовно-нравственного наследия и патриотических ценностей прошла красной нитью и на парламентских слушаниях о путях развития национальной школы.

В принципе образование превращается сегодня для нас в приоритет номер один. Ведь в глобальной борьбе за контроль над ресурсами на первое место выходят именно ресурсы интеллектуальные. В этой ситуации конкурентоспособность любого государства зависит от качества человеческого капитала.

Дискуссия о путях создания образовательной системы нового типа, способной гибко реагировать на вызовы времени, выявила комплекс проблем, которые необходимо решить депутатам при подготовке проекта Кодекса об образовании ко второму чтению. От того, как мы выполним эту задачу, во многом будут зависеть способность нашей молодежи самостоятельно ориентироваться в жизни, возможности раскрытия инновационного потенциала экономики, благосостояние белорусских семей, да и в целом благополучие общества.

Что же касается непосредственно экономики, то, как мы видим, прогнозы политических перебежчиков, что она вот-вот рухнет, не оправдались. И это говорит о правильности государственных подходов, в том числе законодательного характера, к вопросам развития национальной экономической модели в контексте тех непростых процессов, которые сотрясают сегодня весь мир.

Принятые на сессии законопроекты окажут благоприятное влияние на бизнес-среду и инвестиционный климат, будут способствовать более эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, наращиванию потенциала автомобильных перевозок, торгового мореплавания под белорусским флагом и другое.

Нужно отметить также, что ряд этих решений подготовлен в рамках согласования белорусского законодательства с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе в целях снятия межгосударственных барьеров и обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

В ближайшие месяцы эту работу надо продолжить. Но особое внимание необходимо уделить пакету бюджетно-налоговых законопроектов на 2022 год. Обращаю внимание, коллеги, что это задача не только для профильных комиссий, но и для всего депутатского корпуса.

Важным направлением для нас остается участие в деятельности Конституционной комиссии. Здесь сосредоточены все наши правовые наработки, итоги межпарламентского сотрудничества и общения с избирателями.

В первом приближении проект обновленной Конституции должен быть подготовлен уже к августу. И это налагает на нас особую ответственность, особенно в плане работы на местах, с обществом. За каждым из депутатов стоят десятки тысяч граждан. Их мнения, запросы и предложения должны быть услышаны. Такую задачу поставил Глава государства, обращаясь в Овальном зале непосредственно к депутатам.

Одним из результатов обобщения предложений, звучавших на диалоговых площадках, встречах с трудовыми коллективами и личных приемах, стала инициатива парламентариев о внесении Президентом конституционного законопроекта.

В соответствии с ним полномочия местных Советов депутатов 28-го созыва предлагается продлить до избрания нового состава Советов в единый день голосования. Такое решение позволит обеспечить стабильность и преемственность в работе представительных органов в переходный период.

В ходе сессии реализована обширная международная программа. Причем общение с нашими зарубежными коллегами проходило на всех важнейших дискуссионных площадках, включая Межпарламентский союз, Парламентскую ассамблею ОБСЕ и все межпарламентские структуры постсоветского пространства. Только по линии Межпарламентского союза делегация Беларуси приняла участие в 12 онлайн-мероприятиях вместе с коллегами из 135 стран мира. А всего в таком режиме прошло более 70 мероприятий.

Своеобразной оценкой вклада Республики Беларусь в укрепление мира на планете стало избрание белорусских депутатов в руководящие органы МПС — Бюро Постоянного комитета по делам ООН и Совет Форума молодых парламентариев.

Наши контакты продолжаются и в очной форме. Успешные переговоры, к примеру, проведены с послами Ирана, Китая, КНДР, Молдовы, Пакистана и России. Отрадно отметить совпадение наших позиций в оценках международной обстановки, осознание важности взаимной поддержки и стремление углублять сотрудничество.

В этом плане знаковым событием для нас стал и официальный визит в Республику Беларусь парламентской делегации Молдовы. Полагаю, что подписание Совместного заявления о сотрудничестве между нашими парламентами придаст новый импульс двустороннему взаимодействию. А в ближайшее время мы рассчитываем принять в Минске Спикера Национальной ассамблеи Парламента Пакистана.

Кроме того, в период сессии белорусские парламентарии участвовали в международном наблюдении за выборами, прошедшими в Армении и Сирии. На очереди — Молдова, где наши депутаты также войдут в состав наблюдательной миссии.

Как видим, уважаемые коллеги, график межпарламентских контактов у нас достаточно плотный, и представление, будто наша страна находится в некой изоляции, не более чем миф.

Разумеется, мы будем и далее жестко отвечать на все враждебные выпады против Беларуси. Но это вовсе не означает, что мы закрыты для равноправного и уважительного диалога с европейскими партнерами. Тем более что в старой Европе немало политиков, которые прекрасно понимают всю бессмысленность и опасность затеи поставить Беларусь на колени.

Но в нынешних условиях мы должны активнее действовать на других направлениях и рынках, что, собственно, уже и происходит. У нас огромный потенциал взаимодействия со странами СНГ. И предстоящие мероприятия по линии Межпарламентской Ассамблеи Содружества необходимо использовать для его последовательного раскрытия.

В позитивном ключе строится сотрудничество Беларуси с государствами Африки, Латинской Америки, Азиатского региона. Депутатам следует активнее работать и на этом направлении, продвигая реализацию межгосударственных и межправительственных соглашений и содействуя развитию кооперационных связей.

В этих целях необходимо объединить потенциалы белорусских парламентских групп дружбы по региональному принципу. Начало этой работе положено, и нам надо постепенно выходить на конкретные результаты.

Разумеется, важнейшими направлениями нашего сотрудничества являются Россия и Китай. Эти сверхдержавы стремятся наращивать союзнические отношения с нами. Подтверждением тому стали итоги юбилейной 60-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и вопросы, обсужденные на встрече руководства белорусского Парламента с Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу.

Мы благодарны России и Китаю за ту принципиальную позицию, которую они заняли в вопросе поддержки Республики Беларусь на международной арене, и предложения по углублению стратегического сотрудничества. Их последовательная реализация становится для нас приоритетной задачей.

В рамках нашей работы в ПА ОДКБ основные усилия нужно сосредоточить на укреплении оборонной мощи стран — участниц этой организации как гарантии обеспечения их суверенитета и безопасности.

Вопросы региональной безопасности и защиты национальных интересов должны оставаться и в центре внимания белорусской делегации в ПА ОБСЕ. На ее предстоящей сессии необходимо четко довести до международного сообщества объективную информацию о ситуации в стране, возможных последствиях политики диктата и санкций не только для Беларуси, но и Европы в целом.

В таком же ключе нужно поработать и над подготовкой нашего участия в пятой Всемирной конференции спикеров парламентов, которая пройдет осенью в Австрии.

Как видим, коллеги, лето предстоит достаточно напряженное. Поэтому постоянным комиссиям следует распределить силы таким образом, чтобы качественно выполнить все те задачи, которые поставлены перед Палатой представителей Главой государства и нашими избирателями.

Мы не вправе разделить их на главные и второстепенные. Все, что мы сегодня делаем, оказывает непосредственное влияние на характер проведения сложнейших социально-политических преобразований, призванных обеспечить нормальное развитие страны в непростых современных условиях.

Уважаемые коллеги, полагаю, вы согласитесь, что есть определенный символизм в том, что наша сессия проходила на фоне памятных мероприятий, посвященных 80-летию начала Великой Отечественной войны, и завершается в канун главного национального праздника — Дня Независимости Республики Беларусь.

Именно независимость всегда была той ценностью, вокруг которой объединялся белорусский народ в судьбоносные моменты своей истории. Сегодня именно такой момент. И я уверен, что депутаты приложат все усилия, чтобы отстоять право белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу.


 

Все новости