
Новости
Александр Маркевич выступил на международной конференции в БГУ на тему "МОДЕЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ОДКБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ"

Такие
понятия, как мир и безопасность в системе важнейших человеческих ценностей занимают
главнейшее положение, и этот тезис ни у кого не вызывает возражений. Каждое
государство, стремящееся обеспечить свою независимость, суверенитет,
территориальную целостность и возможность самим определять свой политический
курс, опирается в вопросах обеспечения безопасности на собственные интересы и
возможности.
Однако
в условиях современного мира обеспечить свою безопасность в одиночку неспособны
даже политические гиганты. Беларусь также делает ставку на коллективную
оборону, развивая сотрудничество в сфере безопасности на Евразийском
пространстве с Российской Федерацией, в рамках Союзного государства Беларуси и
России, странами Организации Договора о коллективной безопасности. О возросшей
роли Евразии З. Бжезинский писал, что «глобальное первенство Америки
непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться
ее превосходство на Евразийском континенте» [1, c. 108].
Всем сегодня
очевидно, что мир вступил в полосу глобальной турбулентности. Эпоха
стабильности, которая явилась, как инерционное отражение постсоветской эпохи
безвозвратно завершилась. Начинается эпоха игр по правилам, где эра
классической дипломатии безвозвратно уходит в прошлое.
События, произошедшие в Казахстане, отчетливо
показали возможности ОДКБ, как эффективной военно-политической организации,
которая способна обеспечить стабильность и безопасность на постсоветском
пространстве. Однако не менее важная, а может быть и более существенная роль
заключается в роли ОДКБ, как организации по предупреждению и профилактике
возникновения кризисных ситуаций на постсоветском пространстве.
В решении этой задачи весомая роль принадлежит
ведущему органу межпарламентского сотрудничества ОДКБ, куда входят Армения,
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, а именно
Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности (далее
- ПА ОДКБ).
Вообще, ПА ОДКБ является Уставным
органом межпарламентского сотрудничества ОДКБ, состоит из парламентских делегаций
государств - членов ОДКБ, и осуществляет свою деятельность в настоящее время согласно Временному положению о ПА ОДКБ.
В целом необходимо отметить, что основная роль ПА
ОДКБ заключается в создании нормативно-правовых условий функционирования
системы коллективной безопасности стран-участниц. Перед парламентами государств
- членов ОДКБ необходимо реализовать задачу сближения, гармонизации
национального законодательства и его совершенствования на основе мониторинга
военно-политической обстановки, выводов и точных прогнозов ее развития в зоне
ответственности Организации.
Парламентская ассамблея разрабатывает модельные
законы и рекомендации, а парламентарии государств - членов Организации осуществляют
работу по их имплементации в национальные правовые системы.
Как отметил Ответственный секретарь ПА ОДКБ Сергей
Поспелов: «Модельные законы - это «римские мосты», которые парламентская
дипломатия возводит над водоворотами межгосударственных проблем» [2, c. 143].
В то же время глобальная, региональная и национальная
безопасность все больше приобретает всеобъемлющий и взаимозависимый характер. Современные
вызовы и угрозы стабильному международному развитию выходят за пределы
классической дипломатии, классической политики, вторгаются в цифровую,
экономическую и гуманитарную среды, не исключая использования боевых действий,
как продолжения политики «иными насильственными средствами».
Стратегические задачи и приоритеты развития ОДКБ, а
также растущая напряженность и трансформация международных отношений между
основными центрами силы приводит к тому, что ПА ОДКБ осуществляет модельное
законотворчество по следующим ключевым направлениям:
во-первых, обеспечение национальной и военной
безопасности государств - членов ОДКБ;
во-вторых, совершенствование системы коллективной
безопасности, в том числе ее миротворческого потенциала;
в-третьих, развитие военно-технического
сотрудничества;
в-четвертых, противодействие терроризму и
экстремизму, распространению наркотиков и прекурсоров, торговле людьми,
нелегальному обороту оружия, транснациональной преступности;
в-пятых, обеспечение информационной безопасности;
в-шестых, защита критически важных объектов;
в-седьмых, коллективное реагирование на кризисные и
чрезвычайные ситуации.
Кроме того, постоянное внимание уделяется вопросам
сохранения и защиты исторической правды, патриотического воспитания молодежи,
что, на взгляд автора, со временем может стать также одним из ключевых
направлений деятельности ПА ОДКБ.
Особенно важное значение приобретает развитие
модельного законодательства в разработке системы обеспечения цифровой
безопасности. Очевидно, у ОДКБ, ЕАЭС и в национальных законодательства должна
быть одна единая система.
Важным направлением является интеграционное
сотрудничество в противодействии инфекционным заболеваниям, особенно пандемии
Covid-19, новые вызовы и угрозы, возникшие в связи с бегством США и НАТО из
Афганистана, которые не только непосредственно затрагивают коллективные
интересы государств — членов ОДКБ в сфере военно-политической безопасности, но
также прямо влияют на экономическую интеграцию стран Евразийского
экономического союза в Центральной Азии » [3, c. 33].
Необходимое качество, системность и полнота
законотворческого процесса обеспечиваются заинтересованным участием профильных
парламентских структур, других компетентных органов государств - членов ОДКБ, а
также статусным уровнем организаций и экспертов, привлекаемых к подготовке
материалов, разработке и апробации проектов модельных документов.
Основываясь на системном и комплексном подходе,
модельная правовая база ОДКБ носит актуальный, современный и в ряде случаев
упреждающий характер, обладает высокой степенью имплементации на национальном
уровне.
Наиболее ярким примером экспертного сотрудничества
является многолетнее участие ассамблеи в проекте Восточного факультета Санкт-Петербургского
государственного университета «Евразийская дуга нестабильности», которое
позволяет оперативно учитывать актуальные научные выкладки в ходе
парламентского мониторинга военно-политической обстановки в зоне
ответственности и на рубежах ОДКБ [2, c.144].
Ценность такого взаимодействия особенно ярко
проявилась на фоне политических событий в Республике Беларусь в 2020 году, в Кыргызской
Республике в 2021 году, а также в период «горячей стадии» развития ситуации в
Нагорном Карабахе.
Работа по всем перечисленным направлениям сохранит
для межпарламентского сотрудничества актуальный характер и в перспективе, в том
числе происходящих событий в Нагорном Карабахе, Украине.
Соответствующие задачи и мероприятия вошли в
принятую в ноябре 2020 года Программу деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ
по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов
ОДКБ на 2021-2025 годы.
Полученные результаты позволяют констатировать, что
модельное законотворчество зарекомендовало себя эффективным механизмом
достижения уставных целей ОДКБ, решения задач сближения национального права,
развития институтов наблюдателей и партнеров на Евразийском пространстве.
В течение
последних десятилетий ОДКБ является международным и признанным инструментом
обеспечения региональной безопасности и коллективной защиты союзных государств
от внешней агрессии. Эффективность Организации подтверждается незыблемостью ее
внешних рубежей и многогранностью подхода к нейтрализации общих проблем.