Маркевич Александр Иванович
Депутат Палаты представителей по Ивьевскому избирательному округу №54

Маркевич Александр Иванович
Главная Новости

Новости

Александр Маркевич выступил на международной конференции в БГУ на тему "МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ОДКБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ"

04 05/2022
Текст выступления: 

Такие понятия, как мир и безопасность в системе важнейших человеческих ценностей занимают главнейшее положение, и этот тезис ни у кого не вызывает возражений. Каждое государство, стремящееся обеспечить свою независимость, суверенитет, территориальную целостность и возможность самим определять свой политический курс, опирается в вопросах обеспечения безопасности на собственные интересы и возможности.

Однако в условиях современного мира обеспечить свою безопасность в одиночку неспособны даже политические гиганты. Беларусь также делает ставку на коллективную оборону, развивая сотрудничество в сфере безопасности на Евразийском пространстве с Российской Федерацией, в рамках Союзного государства Беларуси и России, странами Организации Договора о коллективной безопасности. О возросшей роли Евразии З. Бжезинский писал, что «глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте» [1, c. 108].

 Всем сегодня очевидно, что мир вступил в полосу глобальной турбулентности. Эпоха стабильности, которая явилась, как инерционное отражение постсоветской эпохи безвозвратно завершилась. Начинается эпоха игр по правилам, где эра классической дипломатии безвозвратно уходит в прошлое.

События, произошедшие в Казахстане, отчетливо показали возможности ОДКБ, как эффективной военно-политической организации, которая способна обеспечить стабильность и безопасность на постсоветском пространстве. Однако не менее важная, а может быть и более существенная роль заключается в роли ОДКБ, как организации по предупреждению и профилактике возникновения кризисных ситуаций на постсоветском пространстве.

В решении этой задачи весомая роль принадлежит ведущему органу межпарламентского сотрудничества ОДКБ, куда входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, а именно Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ПА ОДКБ).

Вообще, ПА ОДКБ является Уставным органом межпарламентского сотрудничества ОДКБ, состоит из парламентских делегаций государств - членов ОДКБ, и осуществляет свою деятельность в настоящее время согласно Временному положению о ПА ОДКБ.

В целом необходимо отметить, что основная роль ПА ОДКБ заключается в создании нормативно-правовых условий функционирования системы коллективной безопасности стран-участниц. Перед парламентами государств - членов ОДКБ необходимо реализовать задачу сближения, гармонизации национального законодательства и его совершенствования на основе мониторинга военно-политической обстановки, выводов и точных прогнозов ее развития в зоне ответственности Организации.

Парламентская ассамблея разрабатывает модельные законы и рекомендации, а парламентарии государств - членов Организации осуществляют работу по их имплементации в национальные правовые системы.

Как отметил Ответственный секретарь ПА ОДКБ Сергей Поспелов: «Модельные законы - это «римские мосты», которые парламентская дипломатия возводит над водоворотами межгосударственных проблем» [2, c. 143].

В то же время глобальная, региональная и национальная безопасность все больше приобретает всеобъемлющий и взаимозависимый характер. Современные вызовы и угрозы стабильному международному развитию выходят за пределы классической дипломатии, классической политики, вторгаются в цифровую, экономическую и гуманитарную среды, не исключая использования боевых действий, как продолжения политики «иными насильственными средствами».

Стратегические задачи и приоритеты развития ОДКБ, а также растущая напряженность и трансформация международных отношений между основными центрами силы приводит к тому, что ПА ОДКБ осуществляет модельное законотворчество по следующим ключевым направлениям:

во-первых, обеспечение национальной и военной безопасности государств - членов ОДКБ;

во-вторых, совершенствование системы коллективной безопасности, в том числе ее миротворческого потенциала;

в-третьих, развитие военно-технического сотрудничества;

в-четвертых, противодействие терроризму и экстремизму, распространению наркотиков и прекурсоров, торговле людьми, нелегальному обороту оружия, транснациональной преступности;

в-пятых, обеспечение информационной безопасности;

в-шестых, защита критически важных объектов;

в-седьмых, коллективное реагирование на кризисные и чрезвычайные ситуации.

Кроме того, постоянное внимание уделяется вопросам сохранения и защиты исторической правды, патриотического воспитания молодежи, что, на взгляд автора, со временем может стать также одним из ключевых направлений деятельности ПА ОДКБ.

Особенно важное значение приобретает развитие модельного законодательства в разработке системы обеспечения цифровой безопасности. Очевидно, у ОДКБ, ЕАЭС и в национальных законодательства должна быть одна единая система.

Важным направлением является интеграционное сотрудничество в противодействии инфекционным заболеваниям, особенно пандемии Covid-19, новые вызовы и угрозы, возникшие в связи с бегством США и НАТО из Афганистана, которые не только непосредственно затрагивают коллективные интересы государств — членов ОДКБ в сфере военно-политической безопасности, но также прямо влияют на экономическую интеграцию стран Евразийского экономического союза в Центральной Азии » [3, c. 33].

Необходимое качество, системность и полнота законотворческого процесса обеспечиваются заинтересованным участием профильных парламентских структур, других компетентных органов государств - членов ОДКБ, а также статусным уровнем организаций и экспертов, привлекаемых к подготовке материалов, разработке и апробации проектов модельных документов.

Основываясь на системном и комплексном подходе, модельная правовая база ОДКБ носит актуальный, современный и в ряде случаев упреждающий характер, обладает высокой степенью имплементации на национальном уровне.

Наиболее ярким примером экспертного сотрудничества является многолетнее участие ассамблеи в проекте Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета «Евразийская дуга нестабильности», которое позволяет оперативно учитывать актуальные научные выкладки в ходе парламентского мониторинга военно-политической обстановки в зоне ответственности и на рубежах ОДКБ [2, c.144].

Ценность такого взаимодействия особенно ярко проявилась на фоне политических событий в Республике Беларусь в 2020 году, в Кыргызской Республике в 2021 году, а также в период «горячей стадии» развития ситуации в Нагорном Карабахе.

Работа по всем перечисленным направлениям сохранит для межпарламентского сотрудничества актуальный характер и в перспективе, в том числе происходящих событий в Нагорном Карабахе, Украине.

Соответствующие задачи и мероприятия вошли в принятую в ноябре 2020 года Программу деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2021-2025 годы.

Полученные результаты позволяют констатировать, что модельное законотворчество зарекомендовало себя эффективным механизмом достижения уставных целей ОДКБ, решения задач сближения национального права, развития институтов наблюдателей и партнеров на Евразийском пространстве.

 В течение последних десятилетий ОДКБ является международным и признанным инструментом обеспечения региональной безопасности и коллективной защиты союзных государств от внешней агрессии. Эффективность Организации подтверждается незыблемостью ее внешних рубежей и многогранностью подхода к нейтрализации общих проблем.

Все новости